Для Травки все люди были как два человека: один – Антипыч, другой – враг Антипыча с точно таким же лицом. Для того чтобы соответствовать Антипычу-всечеловеку, недостаточно просто иметь человеческий облик, или даже быть хорошим человеком, как Настя. Лицо Антипыча, в отличие от его врага, в понимании Травки, должно выражать что-то очень значительное, самое главное. И своим вернейшим собачьим чутьем Травка узнает Антипыча в Митраше.
Теперь не притча, а народная поговорка-поучение Антипыча – «Не знавши броду, не лезьте в воду» – освещает смысл происходящего с Митрашей. Из глубины народной мудрости приходит понимание: сколько нужно нажить человеку, чтобы не просто безрассудно и смело идти к своей мечте, но и исполнить ее в своей жизни. Тропа Митраши свернула, а стрелка продолжала показывать прямо – и нужно было решать по-своему, отступив от того, что отец говорил… но Митраша упрямо пошел вперед по стрелке – к Слепой елани, и его, тонущего в болоте, увидела Травка. «Скорее всего, это Антипыч», – подумала она.
Новое лирическое отступление уничтожает границу между художественным миром сказки-были и человеческим миром, в котором пребывает читатель – к нему и обращается автор: «Вы помните, бывало ли с вами так? Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь: весь-то человек, большой, прекрасный, как для Травки Антипыч, из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки».
Тот же весь-человек, как Травке Антипыч, показался в реальной жизни – соединяются оба мира в едином образе божьего мира, и весь-человек «большой и прекрасный» в зеркально удвоенном водной гладью круглом мире, где небо с облаками и звездочками и вверху и внизу – не то человек в природе, не то природа в нем.
Травка спасает Митрашу и этим действием любви вводит его в лик всечеловека-Антипыча. И он, спасенный, сразу становится сильным и молодым Антипычем. Происходит мгновенное, чудесное превращение мальчика в героя, в прекрасного Антипыча, и герой убивает волка Серого помещика, о котором отец говорил, что его «убить невозможно». Прежде это было для Митраши неоспоримо, а теперь стало возможно и даже легко. И это не измученный борьбой за жизнь в болоте мальчик убивает Серого, а сильный герой: «нереальное» не вызывает сомнений, оно – правда, или «еще как бы лучше ее» (Гоголь). Превращение Митраши в молодого Антипыча, а Насти в ползающую тварь не разрушает жизнь в ее обыденности, но выявляет на самом деле существующую в ней глубину.
С раннего утра, с того момента, как дети вошли в лес, начинается в сказке движение природы – «мучительное и прекрасное» – к человеку, к слову, к соединению. И своим встречным вниманием человек обнаруживает таящееся в лесных звуках слово.
«Мы, охотники, давно, с детства своего слышим эти звуки, и знаем их, и различаем. Мы радуемся и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово: "Здравствуйте!" И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто тогда они тоже все и подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосам этими ответить нам: – Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!»
Мотив движения природы к человеческому миру выражается в разных образах: судьба сплетенных деревьев, которые стонут, как живые существа; птицы, болотные елочки-старушки, которые – кто своей формой (елочки), кто криком (чьи вы? жив, жив), кто действием - зловещим кружением над головой мальчика (вороны) – становятся участниками происходящего в Блудовом болоте, выбирая добро или зло, участвуя либо в спасении мальчика, либо ожидая его погибели. И такую удивительную возможность открывает притча «Ах, ворон, ворон» и так освещают жизнь слова, которые Антипыч перешепнул Травке.
Так движение природы и человека навстречу друг другу подошло к своей высшей точке во встрече Травки с Митрашей и – на мгновение – воплотилось: «И вдруг… Ни гром, ни молния, ни солнечный восход со всеми победными звуками, ни закат с журавлиным обещанием нового прекрасного дня – ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки на болоте: она услышала слово человеческое, и какое слово!»
Что же это было за чудесное слово? Оно решило судьбу Травки (помогло ей найти Антипыча) – и Митраши (спасло его от гибели). Мальчик назвал имя собаки – имя , мгновенно отличившее ее от всех других существ Блудова болота. Так движение к слову в момент встречи собралось в имени, в лице, и слово стало делом – спасением.