ЖИЗНЬ ЕСТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ

Влюбляться и проходить — вот счастье путешественника.
Я всегда был путешественником
Жизнь Пришвина органично связана с любовью к путешествиям, из которых он привозил путевой дневник, отснятые фотопленки и понимание, что «писательство есть путешествие к самому себе».
Оказавшись вдали от дома, оторвавшись от всего привычного, Пришвин начинал свое личное путешествие по России, которая всегда была для него «неизвестной страной, где он путешествует». Открывая новое в природе и человеческой жизни края, который художественно обживал, он открывал и в самом себе неизвестного писателя. И никогда не знал, какая история о его путешествии родится на этот раз. Пять путешествий совершил писатель до революции – остальные шесть после. И хотя это были получившие распространение с начала 1930-х годов писательские поездки по стране, Пришвин, который никогда не ездил в группе, всегда один или с сыном, превращал командировки от журнала или газеты в настоящие путешествия. Но начиналось все в детстве.

Когда я в путешествии обретал несомненную уверенность, что какой-то огромный мир существует вне меня, что я был свидетелем его, то в сочинениях появлялась и мысль, и оригинальный язык.

— Дневник 11 Октября 1927 —
Начитавшись Майн Рида
Пришвин не раз вспоминал, как в 1885 году, гимназистом Елецкой гимназии, он с тремя друзьями совершил свое первое путешествие – побег «в край непуганых птиц».
«Через двое суток их догнали и вернули в гимназию. Однако это событие стало поворотным в его судьбе. Он вспоминал, как похвалил его учитель географии писатель Розанов: «Задано было нарисовать границы Америки. И когда рисовал и заучивал названия, вдруг такие же названия пришли из «Всадника без головы». Вышел к доске. И не серьезно, а из озорства стал рассказывать про Америку какую-то смесь Майн Рида и учебника. «Ты молодец, будешь знаменитым путешественником». И поставил пять». Двадцать один год спустя летом 1906 года Пришвин совершил настоящее путешествие на Север с этнографической экспедицией. Путевой дневник стал первой книгой начинающего писателя, озаглавленной «В краю непуганых птиц».
Путешествие есть всегда открытие мира. В путешествии своем по миру бывалого человек находит себя самого, как единственно-небывалое.

— Дневник 15 Февраля 1927 —
Памятник детским мечтам
Первые три путешествия — в Олонецкую губернию в 1906 году, в Карелию и Норвегию в 1907 году и в Керженские леса к Светлому озеру в 1908 году сделали Пришвина автором трех вышедших друг за другом книг.
– 1 –
Выговский край
1906
В Олонецкой губернии он не только записывает сказки, былины и песни, но и обнаруживает жизнь, нетронутую цивилизацией жизнь, девственную природу, которая манила его с детства.
– 2 –
Карелия и Норвегия
1907
Поездка задумывалась без всякой цели: он хотел провести три месяца как лесной бродяга. Но втайне надеялся вспомнить о той стране без имени и территории, куда пробовал в детстве бежать.
– 3 –
Светлое озеро
1908
К этому моменту он уже автор двух книг и участник диспутов на заседаниях петербургского религиозно-философского общества. Надеется, что поездка в Керженские леса на Светлое озеро, в страну раскольников и сектантов, встречи с мудрыми старцами помогут ему разобраться в религиозном поиске, на который в нем что-то отозвалось.
– 4 –
Заиртышская степь
1909
Случайная встреча в поезде с Максимилианом Волошиным и его рассказ о среднеазиатской пустыне становится поводом к поездке Пришвина в заиртышские степи и самым странным его путешествием, совершенным неизвестно зачем, с обыкновенной стороны «чепухой, глупостью, безумием».
– 5 –
Крым
1913
В феврале Пришвин отправляется в Крым – в путешествие, которое ощущает как праздник – он впервые в жизни едет на Юг зимой за началом весны, туда, где цветет миндаль, и предвкушает чудесную долгую весну и как он с летящими птицами будет лететь вместе с весной на Север.
– 6 –
Уралмаш
1931
Журнал «Наши достижения» командирует Пришвина на строительство Уралмашзавода. Писатель впервые осознает масштаб строительства, небывалое стремление вперед возглавляющих стройку «железных людей», видит живущих в землянках крестьян, которых пригнала сюда нужда. Оглушенный происходящим, Пришвин однако чувствует магию строительства, понимает, что «выстроить могут». Впервые он ничего не может написать по впечатлениям поездки.
– 7 –
Дальний Восток
1931
24 июня 1931 года Пришвин подписывает договор с газетой «Известия» о поездке, которая определила его писательскую судьбу. Он едет на Дальний Восток, где тоже налицо все признаки насильственной организации жизни. Но он потрясен первозданной природой: гон пятнистых оленей воссоздает мир, полный жизнетворчества, собирающие корень жизни китайцы хранят миф о жень-шене. "Эрос жизни" наполняет живущий в ритме океанского прибоя край смыслом и возвращает писателя к творчеству.
– 8–
Беломорский канал
1933
Поездка на строительство Беломорско-Балтийского канала, Соловки и Хибины длилась с 24 июля по 25 августа 1933 года. Пришвин вернулся в места своего первого путешествия. Все изменилось: на Медвежьей горе жили медведи, на Эм-горе расположилась база ОГПУ по строительству Беломорского канала. Это третье путешествие, из которого Пришвин привозит не только записные книжки, но и фотопленки.

В путешествии весь интерес состоит
в том, чтобы заблудиться, и тогда что-то открывается, и новая земля и новые люди будут действительно новыми, но как это сделать,
я не знаю, тут одно упование.


— Дневник 21 Февраля 1913 —
– 9 –
Пинега
1935
В мае 1935 года Пришвин отправляется в командировку от редакции газеты «Известия» в северные леса на Пинегу. Он плывет пароходом по Сухоне, Двине», Тойме, наблюдает лесосплав по северным рекам. Пешком, на лодке-плоскодонке, верхом на лошади с проводником он надеется добраться до Корабельной чащи, «посмотреть лес, не видавший топора». Через 18 лет Пришвин опишет это путешествие в повести, которую закончит в последний месяц своей жизни, и это будет «Корабельная чаща».


– 10 –
Кабардино-Балкария
1936
Поездка в Кабарду была для Пришвина возвращением на Кавказ. В 1894 году он, студент химико-агрономического факультета Рижского политехникума, «отправился подзаработать на службе расследователя филоксеры на виноградниках». В Гори в среде революционной молодежи он впервые услышал споры народников и марксистов, начал переводить Бебеля, читать «Капитал» Маркса: «Так родина Сталина сделалась родиной моего марксизма, причинившего потом мне много беды». Кавказ он помнил и любил: «Кавказ был колыбелью моего чувства природы, сделавшего меня писателем». После поездки Пришвин пишет несколько рассказов, объединенных в цикл «Кавказские рассказы».
Утром впервые горы показались без игры и во всей правде. Но жизнь будет идти, и горы все больше и больше нам будут понятными.


— Дневник 22 Марта 1936 —
– 11 –
Малые Вёжи под Костромой
1938
Кузов списанной в каком-то издательстве полуторки, которую Пришвин приобрел в счет гонорара и назвал «Мазаем», он с сыновьями превратил в «дом на колесах», где был рабочий кабинет, фотолаборатория и закуток для собак. На этой машине он Пришвин совершил путешествие в «некрасовские» места во время весеннего разлива, чтобы проверить, правда ли, что в половодье можно зайцев спасти. По материалам путешествия была написана книга «Неодетая весна».
Волга разливается и опрокидывает текущие в нее мелкие реки. Так ручейки, речки и реки бегут обратно, и целые края с лугами, лесами и угодьями на месяц скрываются под воду.

— Дневник 4 Мая 1938 —